Факультет математики, информатики, физики и технологии

Кафедра информатики и методики обучения информатике

ОТЧЕТ

по научно-исследовательской практике

Выполнил(а):

магистрант 1-го года обучения

факультета МИФиТ

Согласовано: научный руководитель

д. п.н., профессор

Омск – 2013

ПЛАН

научно-исследовательской практики магистранта

Гордейчик Елены Ивановны

на период с 7.01.2013 по 19.01.2013

(магистерская программа «ИТ в образовании», 1-й год обучения)

Тема диссертации: «Дистанционные образовательные технологии как средство развития детской одаренности (основная школа)»

Исследовательские задачи

(в соответствии с тематикой магистерской диссертации)

Даты и сроки

Планируемые результаты

Заключение о выполнении

(визируется научным руководителем по окончании практики)

Провести теоретическое обоснование направления магистерского исследования. Сформулировать противоречие, выявить научную проблему, сформулировать цель, гипотезу и задачи исследования.

Рукопись 8-10 стр.

Сформулировать цель и задачи констатирующего этапа педагогического эксперимента.

Определить методы исследования.

Выбрать опытно-экспериментальную базу исследования.

Рукопись 3–5 стр.

Руководитель магистерской программы____________________

Руководитель практики _______________________

Научный руководитель _______________________

Актуальность исследования

Развитие системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей – основа модернизации российского образования.

Прежняя образовательная трансляционно-репродуктивная парадигма, готовившая кадры для уходящего индустриального общества, в современных условиях глобальной неопределенности, нестабильности, постоянных изменений оказывается неэффективной.

Работа с одаренными детьми – ключевое звено, благодаря которому можно преодолеть и образовательный, и культурно-мировоззренческий, антропологический кризис, переживаемый современной цивилизацией, остро нуждающейся в творческих, самостоятельных, ответственных, компетентных, целостных личностях.

Междисциплинарный подход к построению содержания обучения и модели креативного образования, возникнув и ярко проявив себя в педагогической работе с одаренными детьми, может и должен применяться в широкой образовательной практике, поскольку потенциально одаренными является большинство детей.

Современная социальная и экономическая ситуация в стране способствовала появлению новой стратегии образования, развитию технологического подхода к обучению, новому осмыслению содержания и самих целей школьного образования. В данный период система личностноориентированного обучения на несколько порядков опережает знаниевую модель образования.

Повышение качества общего образования, отвечающего уровню научно-технического прогресса и социального развития , всегда являлось первостепенной задачей системы образования. Особенно остро она стоит сегодня – в эпоху социально-экономических преобразований и расширения информатизации образовательного пространства.

Кроме того, проблема работы с одаренными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе общего образования, а также в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Противоречия

Между традиционным содержанием образования и модернизацией этого содержания в соответствии с новыми возможностями и запросами современной информационной цивилизации;

Между традиционным классическим преподаванием информатики в школе и дифференцированным подходом, нацеленным на развитие детской одаренности;

Между упрощенным, стереотипным пониманием информатизации как «организации компьютерных классов» и сложностью реального процесса интеграции ИКТ в жизнь школы;

Между эффективными моделями использования ИКТ в образовательном процессе и существующей нормативной базой, сдерживающей такое использование;

Между высоким потенциалом информационных технологий и недостаточностью анализа передового опыта их использования в массовой школе.

Проблема

Теоретическое и практическое обоснование решения организационно-педагогических задач по внедрению дистанционных образовательных технологий в системе общего образования при работе с одаренными детьми.

Тема исследования: «Дистанционные образовательные технологии как средство развития детской одаренности (основная школа)»

Объект и предмет исследования

Объект исследования – процесс обучения одаренных учащихся основной школы на основе использования дистанционных образовательных технологий.

Предмет исследования – использование дистанционных образовательных технологий, ориентированное на эффективное решение проблемы работы с одаренными детьми в основной школе.

Цель исследования: выявить и обосновать методологические принципы, разработать научно-педагогическое обеспечение (модель) эффективного использования дистанционных образовательных технологий для обучения одаренных детей (основная школа).

Гипотеза исследования

Методология и практика ДОТ как средства развития детской одаренности может быть построена как система проектирования при условии согласования и сбалансированности по времени, финансированию и другим параметрам реализации следующих процессов:

Изменение содержания образования и аттестации с учетом новых приоритетов в отношении целей образования и процессов, идущих в социальной среде;

Формирование и поддержка в системе образования кадрового потенциала, обладающего профессиональной ИКТ-компетентностью, вовлечение в процесс работы с одаренными детьми родителей, общественности, представителей власти;

Обеспечение доступа учащихся и учителей к открытому информационному пространству, контролируемому в образовательных целях;

Предоставление учащимся и учителям инструментов для поиска, сбора, анализа, организации, представления, передачи информации, моделирования и проектирования, организации образовательного процесса;

Изменение нормативной базы общего образования и локальной нормативной базы образовательных учреждений, в том числе образовательных стандартов и программ, норм, регулирующих уклад школы, при условии сосуществования как обновленной нормативной базы, так и традиционной;

Трансформация образовательного процесса, профессионально реализуемого ИКТ-компетентными педагогическими работниками, деятельность которых должна быть обеспечена технической и методической поддержкой, в целях эффективного достижения приоритетных и перспективных образовательных целей.

Задачи исследования

Разработать и обосновать проект научно-педагогического обеспечения процесса работы с одаренными детьми, ориентированный на приоритетные, общественно мотивированные образовательные цели и результаты, достигаемые за счет использования средств ИКТ и ДОТ.

Разработать организационно-педагогические требования системности и гармоничности процесса работы с одаренными детьми, оптимизирующие воздействие основных факторов, которые влияют на эффективность работы с одаренными детьми.

Разработать педагогическую модель «Программа работы с одаренными детьми основной школы», реализующую современную систему приоритетов общего образования на основе информационных и коммуникационных технологий.

Разработать и реализовать модель общего образования с применением дистанционных образовательных технологий для одаренных детей основной школы.

Методы исследования

Теоретический анализ философской, психологической, педагогической, методической, учебной и технической литературы по проблеме исследования;

Анализ и обобщение теоретических исследований по внедрению отдельных дистанционных образовательных технологий, по методическим основам использования информационных и коммуникационных средств в общем образовании;

Анализ практического опыта российских и зарубежных школ;

Проведение сравнительных международных исследований, в том числе SITES, и анализ их результатов в соответствии с международными методиками;

Анализ и обсуждение результатов исследования со специалистами, психологами, классными руководителями , учителями предметниками на научно-методических конференциях, совещаниях и семинарах;

Наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование учащихся и учителей;

Педагогический эксперимент на базе средней общеобразовательной школы.

Исследования в области теории и методики обучения (, , и др.);

Фундаментальные труды, посвященные истории и современному состоянию образования в мире (,);

научно-методические работы по проблемам активизации познавательной деятельности учащихся, по гуманизации , дифференциации и индивидуализации обучения, по развитию творческих способностей учащихся (, , и др.);

Исследования, посвященные общим вопросам внедрения информационных технологий в образовании (, , и др.);

Работы по специальной психологии и педагогике (, и др.)

А также различные научно-педагогические статьи, монографии и учебные пособия отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме; нормативные и правовые акты ; исследования в области информатики и технических аспектов функционирования информационных технологий в образовании; публикации в периодической печати по соответствующей тематике; труды российских и международных конференций, семинаров, рабочих групп; статистические материалы; документы по стандартизации ; интернет-сайты, освещающие современное состояние информатизации общего образования.

Материалы для констатирующего этапа эксперимента

Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента: определение уровня одаренности учащихся основной школы.

Задачи констатирующего эксперимента

1) определить критерии уровня одаренности школьников основного звена;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) провести диагностику уровня одаренности в экспериментальной и контрольной группах.

Методы исследования

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.

Рассматривая проблемы одаренности, выделил следующие основные ступени, через которые прошло развитие идеи об общей одаренности:

Стремление отождествлять одаренность с отдельной психической функцией;

Признание того, что одаренность может проявляться в целой группе психических функций;

Дифференциация в любой разумной деятельности двух факторов: специфического для данного вида деятельности и общего, который Ч. Спирмен и считал одаренностью;

Одаренность как среднее целого ряда разных функций;

Признание существования множества типов одаренности.

Одним из способов оценки одаренности детей является результат их участия в различных олимпиадах, проектах и конкурсах, в том числе и дистанционных. Обычно эти результаты отражаются в Портфолио учащегося.

Мощным современным средством диагностики одаренности являются тесты, направленные на оценку интеллекта и креативности. Применение тестов, однако, предполагает профессиональную психологическую подготовку. В некоторых тестах, подобных тесту Д. Векслера, необходима оценка ответов обследуемых в баллах, что требует существенного опыта практической работы . В других случаях (например, при компьютеризированных тестах) оценка ответов производится автоматически, однако все равно остается проблема интерпретации результатов, которая может быть грамотно произведена лишь квалифицированным психологом. Выводы тестирования должны быть соотнесены с результатами наблюдения поведения ученика в классе, мнением родителей и т. д. Также и выбор того или иного теста или батареи тестов для обследования школьника зависит от задач тестирования и всего контекста школьной ситуации.

Крупные американские ученые-психологи Дж. Рензулли, Р. Хартман и К. Калахан явились координаторами создания концепции и системы работы с одаренными детьми. Ими были собраны исследовательские работы ученых всего мира, посвященные проблемам детской и юношеской одаренности.

На основании этих работ Рензулли, Хартман и Калахан решили создать надежный и валидный инструмент объективной экспертной оценки учителями различных сторон детской одаренности. Были выбраны четыре вида одаренности: (1) способность к обучению, (2) мотивационно-личностные характеристики, (3) творческие способности (креативность) и (4) лидерские способности.

Эти тесты адаптированы для проведения эксперимента учителями.

Опытно-экспериментальная база

На базе 9 (информационного) класса школы созданы 2 группы контрольная и экспериментальная. Для проведения констатирующего эксперимента были выбраны шкалы для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников Дж. Рензулли и соавторы (1977) в адаптации. (Приложение 1)

Эти шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить характеристики учащихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Оценка должна отражать, насколько часто учитель наблюдает проявление каждой из характеристик.

Такую шкалу заполняют все учителя, работающие достаточно длительное время с ребенком.

Оценки разных учителей сопоставляются, обсуждаются, в спорных случаях необходимо просить описать конкретные ситуации, в которых проявлялась та или иная характеристика. В случае сомнений коллективное решение лучше принимать в пользу ребенка, то есть дать шанс показать себя в специальной программе по исследованию влияния дистанционного образования на развитие одаренности.

Для чистоты эксперимента, данная шкала также предложена родителям и самим ученикам, а также предполагается и взаимооценивание.

После выявления уровня одаренности учащихся 9 класса экспериментальной группы, с ними будет проведен телекоммуникационный проект, в результате которого им также будет предложено оценить себя по данным шкалам.

Фамилия, имя учащегося _________________

Дата __________

Школа № ______________ Класс ______________

Возраст_________________

Как давно Вы знаете этого ребенка?

______________________

Инструкция. Эти шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить характеристики учащихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1 - если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики.

2 - если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени.

3 - если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто.

4 - если Вы наблюдаете эту характеристику почти все время.

Шкала I. Познавательные характеристики ученика

1. Обладает необычно большим для этого возраста или класса запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью

2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)

3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию

4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять "как" и "почему"; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличии от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей

5. Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно "видит больше" или "извлекает больше", чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит

Умножьте на соответствующий коэффициент

Сложите полученные числа

Общий показатель

Шкала II. Мотивационные характеристики

1. Полностью "уходит" в определенные темы, проблемы; настойчиво стремится к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию)

2. Легко впадает в скуку от обычных заданий

3. Стремится к совершенству; отличается самокритичностью

4. Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от учителя

5. Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуации

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке _ _ _ _

Сложите полученные числа

Общий показатель

Шкала III. Лидерские характеристики

1. Проявляет ответственность; делает то, что обещает, и обычно делает это хорошо

2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда ее/его просят показать свою работу классу

3. Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и, обычно, понятно говорит

4. Любит находиться с людьми, общителен/общительна и предпочитает не оставаться в одиночестве

5. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке _ _ _ _

Умножьте на соответствующий вес

Сложите полученные числа

Общий показатель

Шкала IV. Творческие характеристики

1. Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы

2. Выдвигает большое число идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы

3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях; настойчив

4. Любит рисковать; имеет склонность к приключениям

5. Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если...»); занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем

6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным

7. Необычайно чувствителен/чувствительна к внутренним импульсам и более открыт/а к иррациональному в себе (более свободное выражение "девчоночьих" интересов у мальчиков, большая независимость у девочек); эмоционально чувствительны

8. Чувствителен/чувствительна к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни

9. Не подвержен/а влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным/отличной от других

10. Дает конструктивную критику; не склонен/не склонна принимать авторитеты без критического изучения

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке _ _ _ _

Умножьте на соответствующий вес

Сложите полученные числа

Общий показатель

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г. «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.г. № 000 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, принята 03.04.2012г.;

4. Комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов от 01.01.2001 г.

5. Федеральный закон от 01.01.2001 N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»;

6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 06-1260 «Методические рекомендации по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одарённых детей».

7. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.

8. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

9. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997.

10. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.

11. J. S. Renzulli, R. K. Hartman. Scale for rating behavioural characteristic of superior students. Exceptional Children, 1971, p. 38, 243–248.

Титульный лист по научно-исследовательской практике.doc (439.00 Кб) - Открыть, Скачать

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Институт Недропользования

Кафедра Обогащения полезных ископаемых и инженерной экологии

1 Индивидуальный план магистранта

2 Общая характеристика выполнения программы

Научно-исследовательская практика для магистрантов нацелена на обеспечение взаимосвязи между теоретическими знаниями, полученными при усвоении университетской образовательной программы в рамках специальности «Экологическая безопасность», и практической деятельностью по применению этих знаний в ходе научно-исследовательской работы.

В ходе прохождения практики мною были решены следующие задачи:

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы

Овладение современными методами и методологией научного исследования, в наибольшей степени соответствующие профилю избран ной магистерской программы

Совершенствование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности

Обретение опыта научной и аналитической деятельности, а также овладение умениями изложения полученных результатов в виде отчетов, публикаций, докладов

Формирование соответствующих умений в области подготовки научных и учебных материалов с использованием навыков перевода с иностранных языков

Считаю что, программа научно-исследовательской практики выполнена полностью.

Дневник педагогической практики (ассистентской) по специальности Международные экономические отношения

Дневник педагогической практики (ассистентской) по специальности Международные экономические отношения студентки магистратуры Киевского университета туризма, экономики и права:

  1. 14.10.2011 - Ознакомление с организацией научно-технической работы преподавателей университета
  2. 15.10.2011 - Согласование с преподавателем индивидуального графика проведения лекционных и семинарских занятий
  3. 14.10.2011-03.11.2011 - Посещение рекомендованных занятий преподавателей разных дисциплин
  4. 16.10.11 - Проведение лекционных занятий согласно графику
  5. 19.10.2011-21.10.2011 - Согласование с преподавателем подготовленного лекционного материала, разработанных тестовых заданий и контрольных вопросов к семинарскому занятию
  6. 22.10.2011 - Проведение семинарских занятий согласно индивидуальному графику
  7. 28.10.2011- 6.11.2011 - Написание отчета о прохождении педагогической практики и написание анализу посещенных занятий.

p>Для прохождения педагогической практики была выбрана дисциплина Методология экономической науки. Целью педагогической практика является профессионально-педагогическая подготовка магистрантов к творческой научно-методической деятельности в пределах высшего учебного заведения по специальности Международные экономические отношения. Согласно поставленным задачам и цели, процесс прохождения практики магистром предусматривал следующее: Посещение лекционных занятий с целью ознакомления с методикой и особенностями преподавательской деятельности Приобретение и формирование навыков самостоятельного анализа и оценки лекционных, практических и семинарских занятий Подбор литературы, составление плану и графика проведения лекционных и семинарских занятий, что способствовало бы формированию навыков самостоятельного планирования, организации и проведения методической работы Подготовка лекционного материала, разработка тестовых заданий Проведение лекционного и семинарского занятий, что дало возможность в реальных условиях педагогической деятельности испробовать собственные знания и навыки по организации и проведении научно-поисковой и исследовательской работы.

Составител ь. Куспанова, Б.К. магистр естествознания, преподаватель кафедры Экология и природопользования Западно-Казахстанского аграрно-технического университета имени Жангир хана

Мухтаров М.У. магистр сельскохозяйственных наук, преподаватель кафедры Механизированные технологии и землеустройства Западно-Казахстанского аграрно-технического университета имени Жангир хана

Кабаева С.М. магистр естествознания, преподаватель кафедры Экология и природопользования Западно-Казахстанского аграрно-технического университета имени Жангир хана

Рецензент: Кыдыршаев А.С. доктор педагогических наук, профессор академии Педагогических наук Казахстана,

Методические указания по «педагогической практике» для магистрантов 2 курса по специальности 6 N 0608-Экология, 6 N 0806-Агроинженерия

Разработан на основании Государственного общеобязательного стандарта высшего и послевузовского образования РК и типовой учебной программы ГОСО РК, утвержденный Министерством образования и науки РК от 5.04.019-2008 Высшее образование. Основные положения 5.04.033-2008 Магистратура. Основные положения

Обсужден на __________ _______ 2012 г. протокол №

Одобрено УМС университета 2012 г, протокол № ____

Методические указания по «Педагогической практике», предназначена для магистрантов 2 курса, обучающихся по научно-педагогическому направлению.

В ней изложены все необходимые материалы, которые могут пригодиться магистрантам во время прохождения педагогической практики – это программа по педагогической практики, образцы индивидуального плана, дневник, схемы анализа лекционного, практического (семинарского) лабораторного занятий планы-конспекты занятий, отчет по педагогической практики.

Материалы методического указания составлены на основе анализа учебников по методике преподавания, ряда словарей, современных педагогических и психологических источников с ориентацией на Государственные стандарты по методике преподавания для вузов. Пособие разработано на основе целостного и личностно-ориентированного подходов к педагогическому процессу.

Введение

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТОВ……………………………………………………………….5

1.1. Основные цели педагогической практики…………………………………6

1.2. Задачи педагогической практики…………………………………………..7

1.3. Организация и руководство научно-педагогической практикой………..7

2.1. Организационная работа……………………………………………………8

2.2. Учебно-методическая работа……………………………………………….9

2.3. Воспитательная работа……………………………………………………. 9

2.4. Права и обязанности магистрантов……………………………………….10

3. КОНТРОЛЬ РАБОТЫ И ОТЧЕТНОСТЬ МАГИСТРАНТОВ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ…………………………………………….11

3.1. Формы отчётности по педагогической практике………………………. 12

4. ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ..12

4.1. Индивидуальный план магистранта………………………………………12

4.2. Дневник педагогической практики……………………………………….14

4.2.1.Администрация факультета………………………………………………15

4.2.2. Расписание звонков и занятий…………………………………………..15

4.2.3. Технологическая карта учебно-методической и воспитательной работы магистранта……………………………………………………………………..15

4.3. Характеристика материально-технической базы кафедры……………. 18

4.4.Схема анализа лекционного занятия …………………………………….18

4.5. Схема анализа семинарского (практического) занятия………………. 22

4.6. Диагностика профессиональной подготовленности к педагогической деятельности начинающего преподавателя……………………………………23

4.7. Схема характеристики на магистранта…………………………………..27

4.8. Индивидуальное задание по педагогической практике. 28

4.9. Примерная схема плана-конспекта лекционного занятия……………..29

4.10. Примерная схема плана-конспекта семинарского (практического) занятия…………………………………………………………………………30

4.12. Отзыв руководителя о прохождении педагогической практики…..32

Список основной литературы………………………………………………..33

Список дополнительной литературы………………………………………..33

Программа научно-исследовательской практики

Лист согласования

Составитель. к.э.н. доцент директор Европейской бизнес-школы БФУ им. И.Канта Алтунина В.В.

1. Пояснительная записка

1.1. Место научно-исследовательской практики в структуре Основной образовательной программы (ООП) подготовки магистров по направлению 080100.68-Экономика программа «Европейская экономика и предпринимательство».

Научно-исследовательская практика входит в цикл «Практика и научно-исследовательская работа» и является обязательной частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по направлению Экономика.

Нормативным обоснованием являются ФГОС ВПО по направлению 080100.68 Экономика, учебный план по направлению 080100.68 Экономика по программе «Европейская экономика и предпринимательство».

1.2. Цель научно-исследовательской практики.

Научно-исследовательская практика магистрантов проводится с целью сбора, анализа и обобщения научного материала, разработки оригинальных научных идей для подготовки выпускной квалификационной (магистерской) работы и получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, а также для закрепления сформированных компетенций соответственно ФГОС ВПО (ОК – 2 - 5 ПК 5-12, ПК-17-18) в ходе углубления теоретико-практических знаний, которые магистры получили в процессе обучения в магистратуре в условиях университета (Приложение 1).

1.3. Задачи научно-исследовательской практики:

Систематизировать и углубить теоретические знания, необходимые для качественной и эффективной реализации профессиональной деятельности по дисциплинам специализации в контексте магистерской программы

Отработать применение компетенций в научно-исследовательской работе работы экономиста

Провести экспериментальное (эмпирическое) исследование в русле магистерской диссертации

Обосновать теоретические выводы магистерского исследования.

Апробировать методы, технологии, модели, проекты, разрабатываемые в магистерском исследовании.

Организовать и провести запланированное исследование с целью проверки гипотезы магистерской работы.

Познать на практике важнейшие аспекты управления объектом исследования и особенностей анализа его деятельности с целью принятия правильных предпринимательских решений по повышению эффективности деятельности конкретного предприятия, организации.

1.4. Основные требования к подготовке, необходимые для успешного прохождения Научно-исследовательской практики.

Магистрант должен полностью освоить учебный план, в том числе производственную практику, и сформировать теоретический и практический базис для следующих компетенций.

2. Структура научно-исследовательской практики.

2.1. Продолжительность практики: 3, 1/3 недели.

2.2. Сроки прохождения практики устанавливаются Европейской бизнес-школой в соответствии с учебным планом и возможностями производственной базы.

2.3. Режим устанавливается, исходя из продолжительности рабочего дня магистрантов при прохождении практики в организациях в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ). С момента зачисления магистрантов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.

2.4. Этапы работы

Подготовительный этап. Включение в работу реальной организации, ознакомление с ней и выполнение некоторых функций в её рамках, где магистранту необходимо познакомиться со структурой и функционированием организации и освоить методы проведения исследований и осуществления разработок, используемых в организации. Знакомство с содержательными особенностями экономических процессов в реальной организации. Изучение состояния дел и потребностей организации в предпринимательской деятельности в соответствии с основными направлениями деятельности предприятия.

Этап планирования. На основе изучения литературы по проблеме магистрант ставит цель и задачи научного исследования в области Европейской экономики и предпринимательства.

Магистрант несет ответственность за планирование исследования, адекватность целям работы используемых методов и методик, организацию, проведение, сбор и обработку эмпирических данных, за достоверность полученных результатов и доказательность выводов.

Эмпирическое исследование в области Европейской экономики и предпринимательства должно быть направлено на решение актуальной проблемы, иметь теоретическую и практическую значимость и новизну. Актуальность характеризуется с практической и научной точек зрения. Теоретическая значимость - необходимостью решения конкретной научной проблемы в связи с отсутствием определенных знаний, методов исследования в области Европейской экономики и предпринимательства. Практическая значимость определяется необходимостью разработки методики, имеющей практическую направленность.

Обычно процесс эмпирического исследования включает следующие этапы:

1) Изучение состояния проблемы и уточнение темы исследования. Постановка проблемы, обоснование актуальности, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.

2) Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. Построение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез.

3) Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик.

4) Сбор данных их анализ и описание. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация.

5) Обработка и интерпретация полученных данных.

6) Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.

7) Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы (Приложение 16, 17).

Практический этап. На данном этапе магистрант осуществляет деятельность экономиста в соответствии с поставленными задачами, основными направлениями предпринимательской деятельности на предприятии, и составленным планом практической работы.

Этап проведения исследования. Магистрант проводит исследование в соответствии с рекомендуемой или определенной им проблемой, исследовательскими целью, гипотезой и задачами.

Аналитический этап. Магистрант осуществляет анализ результатов проведенного исследования, выявляя особенности предпринимательской и экономической деятельности на исследуемом предприятии. На данном этапе целесообразно использовать как полученные при диагностическом исследовании данные, так и информацию, полученную при изучении передового опыта зарубежных предприятий стран Евросоюза, данные наблюдения. На основе данных анализа проводится выбор средств и методов экономического сопровождения в соответствии с основными направлениями работы экономиста. В соответствии с выявленными в процессе анализа результатов исследования потребностями в экономической помощи предприятию корректируется основной план практики магистранта.

Этап подведения итогов. Проводится анализ результатов научно-исследовательской практики, наиболее удавшихся форм работы, трудностей, возникших при выполнении основных видов деятельности. Результаты научно-исследовательской практики обобщаются и оформляются в виде отчета.

2.5. Руководство практикой: по научно-исследовательской практике назначаются два руководителя: от производства (организации) из числа ведущих специалистов и от Европейской бизнес-школы БФУ им. И. Канта из квалифицированных профессоров и доцентов.

Руководитель практики от Европейской бизнес-школы БФУ им. И. Канта обязан:

Обеспечиват ь взаимодействие с руководителями практики от предприятий

Своевременно готовит ь все необходимые документы.

Оказыват ь помощь магистрантам в разработке индивидуального плана практики и консультирует по выполнению этого плана.

Осуществлят ь контроль за соблюдением магистрантами сроков практики и ее содержанием. Проверять качество работы выполненной магистрантом.

Проводит ь организационную и итоговую конференцию.

Контролир овать выполнение магистратами индивидуальных заданий, оказывать методическую помощь при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к исследовательской работе и консультирует их по вопросам выполнения программы практики.

Принимат ь отчеты магистрантов о практике, и отзыв от научных руководителей.

В составе комиссии оценивать защиту отчетов о практике и проставлять оценку в зачетную ведомость.

По окончании руководства практикой составлят ь отчет и предоставлять его директору Европейской бизнес-школы.

Вносит ь необходимые изменения и дополнения в программу практики.

Руководитель практики от предприятия обязан:

Знакомиться с программой практики и индивидуальным рабочим планом магистранта, организовать деятельность в соответствии программой и планом.

Инструктировать магистранта о правилах техники безопасности на рабочем месте.

Давать возможность магистранту в течение первых 1-2 дней ознакомиться с учреждением, его структурой, специалистами, предоставляет ему необходимые документы, нормативные акты, другие материалы, регламентирующие деятельность данного учреждения.

Помогать магистранту в закреплении необходимых компетенций на практике.

Привлекать магистранта к участию в различных мероприятиях, организуемых и проводимых учреждением (в рамках программы практики).

Создавать магистранту условия, необходимые для реализации научно-исследовательской работы. По просьбе магистранта предоставлять дни для посещения библиотек и работы с литературой, контролировать результаты работы.

Ежедневно проверять и заверять дневник практики магистранта.

По окончании практики предоставить магистранту характеристику.

3. Базы прохождения научно-исследовательской п рактики

3.1. Со списком основных баз прохождения научно-исследовательской практики магистрантов БФУ им. И. Канта магистранту можно ознакомиться в Европейской бизнес-школе.

3.2. Кроме предложенных мест практики университетом, магистрам предоставляется право самостоятельного поиска места прохождения профессиональной научно-исследовательской практики.

В Европейскую бизнес-школу БФУ им. И Канта магистры представляют:

1) Заявление на имя директора Европейской бизнес-школы БФУ им. И Канта о месте предполагаемой практики. Заявление должно быть представлено за месяц до начала научно-исследовательской практики (Приложение 2).

2) Краткосрочный договор о прохождении Научно-исследовательской практики.

Договор подписывается в учреждении, где магистрант планирует проходить Научно-исследовательскую практику и заверяется круглой печатью учреждения.

4.1. После закрепления места практики магистрант оформляет отчетную документацию по научно-исследовательской практике по образцу.

4.2. При планировании научно-исследовательской практики рекомендуется следующий график деятельности практиканта.

знакомство с правилами и распорядком работы предприятия

знакомство с документацией

планирование работы на период практики

планирование и подготовка к исследованию.

2-3 недели:

работа по заданию руководителя

проведение научного исследования.

1/3 недели:

оформление отчета

подведение итогов практики

получение характеристики.

5. Обязанности практиканта

Магистранты при прохождении практики обязаны:

Подчиняться распорядку работы базового учреждения.

Соблюдать выполнение ежедневной учебной нагрузки в объеме 6 академических часов.

Своевременно и качественно выполнять задания практики, каждодневно обрабатывает и обобщать накопленный материал.

Выполнять указания и поручения руководителей практики со стороны университета и учреждения.

Ежедневно заполнять ь дневник практики, и предоставлять на подпись руководителю практики от учреждения.

6. Отчет о прохождении н аучно-исследовательской практике

6.1. Форма отчетности.

По окончании научно-исследовательской практики магистрант сдает для оценки и на хранение в личные дела магистров:

Отчет о Научно-исследовательской практике (1 часть):

1) Титульный лист (Приложение 4)

3) План-задание (Программа Научно-исследовательской практики) (Приложение 6)

4) Индивидуальный план-график Научно-исследовательской практики (Приложение 7)

5) Дневник Научно-исследовательской практики с кратким отзывом руководителя практики от производства на практиканта (Приложение 8)

5) Текстовый отчет практиканта о прохождении Научно-исследовательской практики и его презентацию (Приложение 9),

6) Характеристику на практиканта на бланке организации подписанную руководителем по месту прохождения практики (Приложение 10)

7) Отзыв научного руководителя от БФУ им.И.Канта об итогах научно-исследовательской практики (Приложение 12).

6.2. Оформление отчета.

Оптимальный объем отчета 20 – 25 страниц печатного текста 14 шрифтом Times New Roman, через 1,5 интервала, Выравнивание по ширине, абзацный отступ 1,27, интервалы до и после абзацев не допускаются

Отчет по мере необходимости иллюстрируется видео- и фотоматериалами, рисунками, картами, схемами и т.д. при этом они не входят в указанный выше объем, но отражают объем и качество проделанной работы и исследованных проблем.

Отчета магистранта оформляется в формате презентации Power point и представляется на конференции по практике.

6.3. Отчет подписывается магистрантом с указание даты сдачи на кафедру.

7.1. По результатам прохождения профессиональной научно-исследовательской практики выставляется оценка.

7.2. При оценке практики на защите принимается во внимание:

Соответствие отчета заданию на научно-исследовательскую практику

Степень полноты выполненных задач, достижения цели научного исследования

Соблюдение графика прохождения практики

Характеристика магистранта руководителем принимающей организации

Оформление отчета практики.

Оценка научно-исследовательской практики учитывает мнение и оценку руководителя практики на производстве, но ставится руководителем научно-исследовательской практики отделения «Магистратура» Европейской бизнес-школы БФУ им. И. Канта исходя из полного видения проделанной магистрантом работы и отчета.

7.3. Критерии оценки.

«Отлично» ставится магистру, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, показавший при этом высокий уровень профессиональной компетенции в рамках практики, а также проявил в работе самостоятельность, творческих подход.

«Хорошо» ставиться магистру, который выполнил в срок и полностью намеченную программу практики, однако отчетная документация содержит отдельные недочеты, связанные с глубиной анализа материала.

Оценка «удовлетворительно» ставиться магистранту, который выполнил программу практики, но не в срок предоставил отчетную в ходе практики обнаружил недостаточную развитость основных навыков, не проявил инициативу в работе.

«Неудовлетворительно» ставиться магистранту, не справившемуся с программой практики, нарушавшему нормы и требования, предъявляемые к работе практиканта, а также не проявившему самостоятельности, не обнаружившему необходимых компетенций.

Оценка не выставляется магистрантам, у которых отсутствует какой-либо из перечисленных пунктов отчетности.

7.4. Магистранта, не сдавшего отчет о прохождении научно-исследовательской практики в установленные сроки, отчисляют за академическую неуспеваемость.

Абдукция - способ рассуждения от имеющихся данных к гипотезе, которая объясняет или оценивает их лучше, чем альтернативные гипотезы. Впервые стал разрабатываться и применяется Ч.С. Пирсом для построения объясни тельных гипотез в науке.

Аксиоматический метод - способ построения и анализа научной теории, при котором выделяют некоторые исходные ее понятия и основные утверждения, из которых, во-первых, путем правил определения образуют производные понятия, во-вторых, посредством логической дедукции выводят другие утверждения: теории.

Алгоритм - от латинизированной формы имени среднеазиатского ученого Аль-Хорезми) - конечная совокупность точных предписаний или правил, посредством которых можно решать однотипные или массовые задачи и проблемы. Простейшими знакомыми алгоритмами являются арифметические действия с числами.

Аналогия - недемонстративное умозаключение, когда на основе сходства или подобия двух объектов по некоторым их признакам (свойствам и отношениям) делают вывод об их сходстве по другим признакам.

Апробация - установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методов и результатов исследовательской работы, одобрения ее.

Артефакт - искаженный в результате влияния случайных факторов, недостоверный факт.

Валидизация - Процесс оценки степени, в которой тест или другой измерительный инструмент действительно измеряет то, для измерения чего он предназначен.

Валидность - характеристика исследовательской методики, отражающая точность измерения соответствующего средства, показывающая, насколько результаты, получаемые при помощи данной методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу.

Генеральная совокупность - собрание предметов в соответствии с некоторой определяющей чертой (чертами) или характеристикой (характеристиками). Это значение близко к понятию набор.

Гипотеза - 1. В научной работе - любое утверждение, предложения или предположение, которое служит как предварительное объяснение определенных фактов. Гипотеза всегда представляется таким образом, чтобы она могла быть подвергнута эмпирической проверке и затем или подтверждена или отклонена в результате доказательства. 2. Более широкое значение - стратегия, принятая для того, чтобы решать некоторую проблему. В наиболее сложных экспериментах по научению, таких как решение проблем, формирование понятий, принятие решений и т. п. субъект обычно проявляет постоянство от попытки к попытке, действуя как будто на основании некоторой гипотезы, такой как: «Если будут условия х и у, я буду отвечать реакцией А, а если нет, то попробую реакцию В».

Данные - набор свидетельств или фактов, собранных в ходе экспериментов или исследований.

Задача (познавательная, учебная, воспитательная, исследовательская) - звено, этап движения к цели, цель, заданная в конкретной, требующей преобразования ситуации, побуждает магистранта к активной деятельности.

Замысел - идея, связанная с представлениями о способах ее реализации, методически оформленная, но существующая только в сознании исследователя (педагога).

Идея - мысль о содержании и способах преобразования действительности в направлении достижения желаемой цели, идеала.

Изучение продуктов деятельности - исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности.

Импровизация - умение быстро реагировать, принимать решения и выдавать результат экспромтом, без подготовки.

Инновация – прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и экономических решений различного характера.

Инновационный процесс – совокупность изменений в ходе деятельности, охватывающей научно-технические, производственные маркетинговые и сбытовые процедуры при создании и реализации инноваций и нацеленных на удовлетворение конкретных общественных потребностей.

Интеллектуальные тесты - совокупность психологических тестов, предназначенных для диагностики уровня развития познавательной сферы и интеллекта (умственного потенциала) человека.

Интервью - разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике. Предполагает в процессе устного опроса выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого (респондента).

Концепция - система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска.

Критерий - обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определять критериальные показатели.

Метод - очень общее значение - способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями. Метод - принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект.

Методика - форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определенной цели. Термин употребляется очень широко, и, как правило, к нему добавляется некоторое уточняющее слово, например статистическая методика, экспериментальная методика и т. д.

Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 |. | Следующая → | Последняя | Одной страницей

Программа научно-исследовательской практики для магистратуры специальности 080504. 65-10

Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет

государственного и муниципального управления

«__» ___________ 200__ г.

Москва, 200__ г.

Общие положения

Программа научно-исследовательской практики для магистратуры специальности 080504.65-10 «Управление урбанизированными комплексами» разработана кафедрой экономики города и муниципального управления факультета государственного и муниципального управления как выпускающей магистров по указанной специальности.

Настоящая программа разработана на основании Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1154, Положения об организации и проведении практики студентов в Государственном университете – высшей школе экономики (далее – ГУ-ВШЭ), утвержденного приказом ректора ГУ-ВШЭ от 16 марта 2005 г. № 31-07/87, Положения об организации и проведении практики студентов на факультете государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, утвержденного Ученым советом факультета 23 марта 2006 г. а также в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами и графиком учебного процесса на факультете государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ.

В соответствии с указанными документами на факультете государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ проводится учебная или учебно-ознакомительная, производственная, преддипломная и научно-исследовательская или научно-педагогическая практика.

Практика студентов является составной частью основной образовательной программы и преследует практические цели и задачи по закреплению у студентов теоретических знаний, полученных в процессе обучения.

Государственным стандартом для магистратуры направления 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» специальности 080504.65-10 «Управление урбанизированными комплексами» одним из предусмотренных видов практики является научно-исследовательская практика.

Кафедра экономики города и муниципального управления, выпускающая магистров по специальности 080504.65-10 «Управление урбанизированными комплексами» является базовой кафедрой Фонда «Институт экономики города». Кафедра экономики города и муниципального управления, как профильная Фонда «Институт экономики города» специализируется на следующих направлениях:

исследование механизмов функционирования экономики города и ее основных элементов

анализ инфраструктуры городской экономики и основных проблем ее развития

исследование экономики отраслей, составляющих основу развития городского хозяйства (жилищно-коммунальный комплекс, транспорт, энергетика, рынок недвижимости и т.д.)

изучение и разработка новых форм, методов и инструментов управления муниципальным социально-экономическим развитием

разработка концепций и моделей муниципального социально-экономического развития и условий их эффективного использования

исследование отечественного и зарубежного опыта решения социальных и экономических задач в области муниципального развития и разработка предложений по его адаптации и использованию в рамках решения текущих проблем муниципальных образований и др.

Научно-исследовательская практика магистров предусматривается в последний год обучения.

Общая продолжительность практики определяется соответствующим государственным стандартом, учебными планами и программой практики. Практика носит обязательный характер.

В соответствии с базовым учебным планом специальности 080504.65-10 «Управление урбанизированными комплексами» и графиком учебного процесса по квалификации магистр продолжительность научно-исследовательской практики составляет 12 недель. Научно-исследовательская практика проводится в 3 - 4 модулях учебного года.

В целях методического и организационного обеспечения прохождения научно-исследовательской практики на кафедре назначается ответственный за прохождение практики и руководители практики. Ответственным за прохождение практики является заместитель заведующего кафедрой, руководителями практики являются утвержденные на заседании кафедры руководители магистерских диссертаций.

Заведующий кафедрой, заместитель заведующего кафедрой, руководители практики проводят работу по подготовке к проведению практики студентов и несут за это ответственность. По рекомендации заведующего кафедрой и с учетом пожеланий студентов им выдаются направления на практику. Изменение места прохождения практики производится в исключительных случаях.

Студенты 2-ого курса магистратуры, обучающиеся по очной форме и работающие по специальности, могут проходить научно-исследовательскую практику по месту работы в случае согласования места прохождения практики с руководителем практики и ответственным за прохождение практики.

Цель практики

Основной целью прохождения научно-исследовательской практики магистров является сбор, анализ и обобщение научного материала, разработка оригинальных научных предложений и идей для подготовки магистерской диссертации.

Научно-исследовательская практика проводится с целью закрепления полученных знаний и приобретения практических навыков и способностей самостоятельной научно-исследовательской и аналитической работы и построения на ее основе эффективных моделей управления муниципальными образованиями и их социально-экономическим развитием, а также практического участия в научно-исследовательской работе коллективов исследователей. Основным итогом прохождения научно-исследовательской практики является подготовка магистерской диссертации.

С учетом указанных целей научно-исследовательской практики магистров, практика проводится в различных организациях и учреждениях по профилю факультета государственного и муниципального управления, а также кафедры экономики города и муниципального управления. К указанным организациям можно отнести следующие:

комитеты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, осуществляющие деятельность в области организации местного самоуправления, управления муниципальным социально-экономическим развитием и его нормативного правового регулирования

федеральные органы исполнительной власти

соответствующие подразделения органов власти субъектов Российской Федерации

органы местного самоуправления и их структурные подразделения

научные и исследовательские организации, осуществляющие деятельности в сфере экономики города, в первую очередь, Фонд «Институт экономики города» и др.

По итогам научно-исследовательской практики студент представляет дневник по практике и краткий отчет, в котором описываются цели прохождения практики, схема исследовательского или управленческого процесса, основные этапы проведения практики и ее результаты, а также дается характеристика и краткий анализ материалов, собранных за время практики и необходимых для написания магистерской диссертации и новых научных разработок и идей.

В случае, если это предусмотрено индивидуальным заданием и необходимо в целях подготовки магистерской диссертации, отчет по практике может также содержать описание структуры организации, на базе которое проходила научно-исследовательская практика, целей и направлений ее деятельности, а также внутриорганизационных взаимодействий.

Организация и руководство практикой

Для организации и проведения практики магистров кафедры экономики города и муниципального управления факультета государственного и муниципального управления создается система управления, которая функционирует на постоянной основе с выделением ответственных сотрудников кафедры, которые взаимодействуют между собой и с представителями организаций, в которых осуществляется прохождение практики в вопросах организации и проведения практики.

Ответственность за качественное прохождение практики несет заведующий кафедрой. Координация прохождения практики осуществляется заместителем заведующего кафедрой.

Ответственным за прохождение практики на кафедре разрабатываются программы практики, в которых указываются цели прохождения практики, содержание каждого из видов практики, описываются обязанности практикантов и функции руководителей практики, определяется структура отчета по практике. Кафедра представляет в деканат списки преподавателей, назначаемых руководителями практики и сведения об организациях, на базе которых студенты будут проходить практику.

Руководители по практике от кафедры:

принимают участие в распределении студентов по местам практик

оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов

устанавливают связь с руководителями практики от организаций и, совместно с ними, составляют рабочую программу проведения практики

оценивают результаты выполнения студентами программы практики.

Ответственным за прохождение практики на кафедре по ее результатам представляется отчет о проведении практики в учебную часть факультета государственного и муниципального управления.

Для руководства практикой студентов в организациях по согласованию с их руководителями и ответственным за прохождение практики на кафедре определяются руководители практики от организации.

Руководитель практики от организации:

принимает участие в разработке заданий для студентов, в проведении мероприятий по подготовке к прохождению практики

утверждает индивидуальный план работы каждого студента в соответствии с программой практики

консультирует студентов по вопросам практики и составления отчетов о проделанной работе

по окончании практики оценивает работу практикантов и визирует составленные ими отчеты

предъявляет письменный отзыв о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по ее совершенствованию.

Ответственным за прохождение практики на кафедре ведется учет базовых организаций для прохождения практики. Организация, сотрудничество с которой в целях обеспечения практики студентов осуществляется на долговременной постоянной основе, определяется как базовая организация для прохождения практики.

Закрепление организаций в качестве базовых производится частично на договорной основе. Ответственность за поиск объектов практики несет заведующий кафедрой. В договоре между ГУ-ВШЭ и организацией отражаются все вопросы, касающиеся прохождения студентами практики. Договор должен предусматривать назначение руководителя практики от организации (как правило, руководителя организации, его заместителя или одного из ведущих специалистов), а также ответственного по практике от кафедры.

Студенты могут самостоятельно осуществлять поиск мест практики. В этом случае студенты представляют на кафедру ходатайство (согласие) организации о предоставлении места прохождения практики с указанием срока.

При наличии вакантных должностей в организациях студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики. В целях более равномерного распределения студентов по местам практики допускается проведение практики несколькими потоками (например, по группам), путем чередования учебных групп за счет времени, предусмотренного учебными планами на практику, самостоятельную подготовку, каникулы.

Допускается проведение практики в свободное от учебных занятий время по индивидуальным заданиям. В этом случае студент подает ответственному по практике от кафедры заявление, содержащее обоснование невозможности прохождения практики в установленные графиком учебного процесса сроки. На основании заявления, ответственным по практике от кафедры совместно с заведующим кафедрой и руководителями практики принимается решение о возможности переноса сроков прохождения практики.

Отчетность по результатам практики

Для дополнительной проверки качества прохождения практики, в первую очередь, полученных знаний, умений и навыков, а также в целях оценки качества собранных материалов, необходимых для написания магистерской диссертации, студенты должны предоставить следующие материалы и документы:

дневник практики, оформленный в соответствии с установленными требованиями

отчет о проведенной работе, содержащий описание деятельности, выполнявшейся за время прохождения практики, полученных знаний и навыков, анализ трудностей в работе над собранными материалами, оценку своих творческих успехов и недостатков

отзыв руководителя практики от кафедры

отзыв из организации, в которой проходила практика.

В соответствии с Положением об организации и проведении практики студентов в Государственном университете – высшей школе экономики (далее – ГУ-ВШЭ), утвержденным приказом ректора ГУ-ВШЭ от 16 марта 2005 г. № 31-07/87 и Положением об организации и проведении практики студентов на факультете государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, утвержденным Ученым советом факультета 23 марта 2006 г. студент представляет отчет по практике не позднее пяти дней после окончания практики (включая выходные и праздничные дни) ответственному по практике от кафедры.

К отчету должны быть приложены материалы, собранные и проанализированные за время прохождения практики.

По результатам прохождения практики оформляется ведомость.

Форма итогового контроля

Форма контроля по практике определяется в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами кафедры.

Практика студентов оценивается по десятибалльной системе и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику повторно, в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку на выпускных курсах не допускаются к итоговой государственной аттестации и могут подлежать отчислению из ГУ-ВШЭ как имеющие академическую задолженность, в порядке, предусмотренном Положением о формах контроля знаний студентов ГУ-ВШЭ, утвержденным Ученым советом ГУ- ВШЭ (Протокол от 27 сентября 2002 г. № 29).

Заведующий кафедрой экономики города

и муниципального управления

В процессе обучения в аспирантуре молодой ученый обязан пройти практику, результатом которой станет составление отчета по педагогической практике аспиранта, или, для исследователя – по научно-исследовательской практике. Эти требования распространяются на всех специалистов, готовящихся к написанию диссертационной работы.

Практика – это форма обучения, построенная на проявлении и закреплении у аспиранта навыков самостоятельной практической работы и умения проводить исследования.

Задания, поставленные перед ним на практике, должны обязательно коррелировать с направлением его будущей профессиональной деятельности.

Отчет по педагогической практике аспиранта

Каждый аспирант обязан пройти педагогическую практику, а не только научную. После прохождения научной ему проще будет сдать профильный экзамен по специальности. Педагогическая практика предполагает овладение мастерством преподавания в высшей школе, навыками самостоятельного формирования научно-методических документов, технологиями подбора релевантного учебного материала, мастерством объективного оценивания результатов обучения. Проходится она дважды, в предпоследнем и последнем семестре обучения в аспирантуре. Объем ее составляет 100 часов. Результатом прохождения практики становится отчет. После его сдачи происходит защита практики и документов о ее прохождении. Для защиты аспирант сдает на кафедру:

  • задание на практику за подписью научного руководителя, включающее наименование темы, срок сдачи и подготовки отчета, график прохождения;
  • сам отчет о прохождении, на его титульном листе обязательно должна стоять согласующая подпись преподавателя;
  • собранные материалы.

Все документы должны быть подготовлены и предоставлены на кафедру в течение недели с момента завершения практики. Защита происходит в период промежуточной аттестации. Удачная защита формализуется в виде зачета.

Отчет по научно исследовательской практике аспиранта. Пример

Научно исследовательская практика должна предоставить аспиранту богатый практический материал, анализ которого станет частью диссертации. Прохождение обучения практическим навыкам не будет считаться завершенным до подготовки и защиты отчета. На саму практику отводится 48-50 часов, а подготовку отведена неделя, но писать его необходимо начинать с первых дней практики, серьезность требований к форме и содержанию обуславливают и степень ответственности подхода.

Отчет аспиранта 1 года обучения. Образец

Обучение в аспирантуре при очной форме обучения длится три года, при заочной – 4 года. За это время он должен сдать экзамены и написать диссертацию. Ко второму году он уже представляет себе структуру и методы исследования и готов опробовать их в практической деятельности. Перед ним ставятся уже более серьезные задачи, и он уже готов к взаимодействию со студентами и коллегами. Именно тогда ему необходимо пройти педагогическую практику, в процессе которой аспирант сможет глубже понять изучаемую дисциплину, ставя перед студентами вопросы, касающиеся отдельных моментов его будущей диссертации. Результаты работы студентов могут стать одной из существенных частей отчета по практике. Требования к нему не изменяются, следует ориентироваться на ГОСТ по форме, а по содержанию пристальное внимание будет уделено качеству собранных материалов.

Отчет аспиранта 2 года обучения. Образец

Процедура прохождения практики часто определяется внутренними положениями, принятыми в вузе, в структуре которого находится аспирантура. Для аспиранта задание на научно-производственную практику будет подготовлено его научным руководителем Практика может проходить в профильных НИИ или на кафедре, к которой прикреплен молодой ученый. Отчет должен показать, что ученый справился с поставленными перед ним задачами. В нем должно содержаться:

  • методика исследования, способы организации работы с эмпирическими данными и литературой;
  • первоначальное изучение вопросов, которые в дальнейшем будут рассмотрены в диссертации;
  • аргументация для будущих дискуссий при защите диссертации;
  • теоретические модели исследуемых процессов;
  • обобщение результатов.

Формат отчета может не вместить все собранные данные, поэтому они могут быть оформлены в виде приложений к нему, которые готовятся также в соответствие с требованиями ГОСТ.

Времени на подготовку диссертации отводится немного и работа молодого ученого не должна пропасть даром. Все собранные результаты, аргументы и материалы должны найти свое место в отчете, который потом ляжет в основу будущей научной работы.

Заказать отчет

Завершая магистратуру, учащийся обязан пройти научно исследовательскую практику. Это возможность закрепить все накопленные в теории знания и развить практические навыки их применения, так необходимые в будущей профессии. По итогам своей деятельности студент составляет отчет и представляет своему куратору.

Научно исследовательская практика (НИР) магистрантов

Практика для магистрантов является обязательным этапом образовательного процесса на любых направлениях – экономика, юриспруденция, педагогика и т.д. Проходить ее должен каждый магистрант по окончании учебного семестра. Объем и график прохождения НИР согласуется с научным руководителем. Место для своей временной работы магистрант также согласует с учебной кафедрой.

Цели и задачи НИР

Целью практики можно назвать систематизацию теоретической базы, накопленной за период обучения, а также формирование навыков ведения научных изысканий путем постановки и решения задач по теме диссертации.

Главной задачей научно-исследовательской работы (НИР) студента является наработка опыта в исследовании поставленной проблемы, подбор аналитических материалов для написания выпускной работы.

За время НИР студент изучает:

  • информационные источники по теме своего диссертационного исследования;
  • методы моделирования, сбора данных;
  • современные программные продукты;
  • правила подготовки научно-технических отчетов.

По итогам НИР магистрант должен окончательно сформулировать тему своей диссертации, доказать актуальность и практическую ценность этой темы, разработать программу ее изучения и самостоятельно реализовать научное исследование.

Место и особенности прохождения научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика, может осуществляться на базе организации любой сферы деятельности и формы собственности, учреждении системы высшего образования, в органе государственного или муниципального управления.

Научно-исследовательская практика для магистранта состоит из этапов:

  1. Предварительный этап (подготовка плана работы)
  2. Основной исследовательский этап
  3. Составление отчета

Аттестация магистранта по результатам его работы осуществляется на основании защиты представленного отчета.

Для организации НИР необходимо:

  1. Подобрать место будущей практики, согласовав его с руководителем;
  2. Заключить договор между выбранной базой практики и ВУЗом;
  3. Направляя студентов на практику, куратор магистров организует собрание на кафедре ВУЗа и обеспечивает учащихся программой практики, дневником, направлением, индивидуальным заданием и иными необходимыми документами.

Руководитель НИР от университета:

  • помогает написать индивидуальный план для студента;
  • изучает и оценивает аналитические материалы, собранные в ходе работы и дневник;
  • осуществляет общее руководство исследовательским процессом.

На весь период практики организация предоставляет магистранту рабочее место. За текущее руководство научно-исследовательской работой (НИР) студента ответственен руководитель практики от организации.


В его задачи входит:

  • составление вместе с магистрантом плана выполнения программы;
  • наблюдение за деятельностью учащегося и оказание ему помощи при необходимости;
  • контроль хода выполнения составленной программы;
  • проверка аналитических материалов, отобранных в процессе исследовательской работы;
  • написание отзыва (характеристики);
  • помощь в составлении отчетности.

В период практики работа студента должна быть организована исходя из логики работы над магистерской диссертацией. В соответствии с выбранной темой составляется программа исследований. Магистранты обязаны регулярно делать записи в своих дневниках о всех этапах проводимой работы. По завершении исследовательской деятельности требуется написать отчет о прохождении научно исследовательской практики магистранта и представить готовый отчет руководителю на кафедру своего ВУЗа.

Отчет по научно исследовательской практике

Все собранные в результате практики материалы и дневниковые записи систематизируются и анализируются. На их основе магистрант должен сделать отчет, который в установленные учебным планом сроки передается научному руководителю на проверку. Последним этапом является защита отчета перед своим руководителем и комиссией. По итогам защиты выставляется оценка и оформляется допуск к следующему семестру.

Практика оценивается на основе отчетной документации, составляемой магистрантом и его защитой. В ее состав входит: готовый отчет о прохождении практики и дневник.

Структура отчета по НИР

Отчет по практике содержит 25 – 30 страниц и должен иметь следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Введение, в том числе:

2.1. Цель НИР, место и период ее прохождения.

2.2. Список выполненных заданий.

3. Основная часть.

4. Заключение, включающее:

4.1. Описание приобретенных практических навыков.

4.2. Индивидуальные выводы о ценности проведенного исследования.

5. Список источников.

6. Приложения.

Также основная содержательная часть отчета по НИР включает:

  • перечень библиографических источников по теме диссертации;
  • обзор существующих научных школ по теме исследования. Обычно оформляется в виде таблицы;
  • рецензию на подходящую по теме научную публикацию;
  • результаты разработки теоретической базы научного исследования по своей теме и реферативный обзор (актуальность, степень разработанности направления в различных исследованиях, общая характеристика предмета, цели и задач собственного научного исследования и т.д.). Если итоги исследований были представлены магистрантом на конференциях или публиковались статьи в журналах, то их копии прилагаются к отчету.

Основными критериями оценки для отчета выступают:

  • логика и структурированность изложения материала исследования, полнота раскрытия темы, целей и задач исследования;
  • творческий подход к обобщению и анализу данных с использованием новейших научных методов;
  • навыки четкого и последовательного изложения материала, оформления результатов своей работы, навыки владения современными методами исследования, подбора демонстрационных материалов;

От правильности написания отчета зависит итоговая оценка, поэтому стоит отнестись к его составлению с должным вниманием. Можно даже обратиться к своему научному руководителю и попросить пример отчета по научно исследовательской практике магистранта. Такой пример поможет избежать ошибок в составлении и оформлении документа, а значит и необходимости переделывать работу.

Прохождение научно-исследовательской практики является важным этапом подготовки к написанию магистерской диссертации. На базе полученных данных, грамотно составленного отчета и записей дневника практиканта в дальнейшем формируется выпускная работа.

Пройдя научно-исследовательскую практику каждому студенту необходимо не только заполнить дневник и подготовить собранные материалы, также важной часть этой работы является создание отчета по научно-исследовательской практике. Это довольно кропотливая работа, которая отличается от написания обычного отчета по практике, так как имеет ряд базовых требований и специфических правил.

Основные критерии написания отчета по научно-исследовательской практике

Итак, перед тем, как приступить к написанию отчета, вам нужно не только изучить основные требования, выбрать нужные и подходящие литературные источники, а также подготовить и скорректировать ваш дневник. Сделав все необходимые приготовления, стоит приступить к подготовке самого отчета, который обязательно должен включать в себя примерно 30 страниц без учета приложенных к нему дополнительных материалов. Стоит отметить, что требования к списку литературы, который относится к заключительной части вашей работы, является достаточно строгими, поэтому рекомендуется ответственно подойти к созданию перечня использованных книг, включив в него не менее тридцати источников и оформить его в соответствии с требованиями, предусмотренными стандартами. Очень важно поддерживать связь с руководителем вашей практики, дабы при написании отчета не допустить ненужных ошибок.

Структура отчета по научной практике

Для того чтобы ваш отчет по научно-исследовательской практике магистранта был написан лаконично и правильно его очень важно структурировать. Разделив его на определенные части, вы сможет правильно изложить всю необходимую информацию о пройденной практике. Структурировать отчет можно на примере такого плана:

  • Титульный лист.
  • Краткое содержание.
  • Эпитеты и обозначения.
  • Вводная часть.
  • Основная часть, разделенная на несколько разделов.
  • Заключительная часть.
  • Список использованной литературы.
  • Дополнительные документы (приложения).

Структурировав, таким образом, свой отчет, вы можете приступать к его написанию.

Какой должна быть первая и вступительная часть отчета по научно- исследовательской практике магистранта?

Довольно сложно составить подробную структуру для разделов данного отчета, так как каждая специальность и учебное заведение имеет свои индивидуальные требования к написанию такого рода работ. Тем не менее, существует ряд рекомендаций, которые непременно помогут в написании научно — исследовательского отчета по практике магистранта.

  • Постоянная связь с руководителем практики очень важна. Она поможет в решении многих возникающих вопросов при написании данной работы.
  • Данный вид практики подразумевает также фигурирование во всевозможных конференциях, подходящих по тематике. Об этом стоит упомянуть в вашем отчете, указав время, тематику и количество посещений.
  • Рекомендуется детально описать процесс изучения и анализа очень важной информации из литературных и информационных источников.
  • Проведя не менее двух экспериментов можно приступать к доказательству и описанию выполненных действий.

Подробнее о написании текста отчета

В отчете по научно – исследовательской практике магистранта следует изложить ваши анкетные данные такие как: ФИО магистранта, вид, место и период прохождения практики, а также тему квалификационной работы. После изложения общих данных можно приступить к написанию основного текста. В первую очередь он должен отражать реализованные магистрантом работы по научно-исследовательской практике. Важно помнить, что в тексте вашего отчета должны освещаться:

  • Объект, который выбран для исследования.
  • Основная цель.
  • Методы, с помощью применения которых проведена работа.
  • Результаты реализованного научного исследования.

Воспользовавшись данными рекомендациями, вы непременно сможете написать правильный и информативный отчет по научно — исследовательской практике (пример можно найти на нашем сайте). Однако, если у вас возникнут трудности или же вы не уверены в своих силах, наши специалисты готовы в любое время написать для вас отчет, который будет соответствовать всем стандартам.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png